Взрослые склонны говорить о детстве, как о счастливом и беззаботном периоде. Ведь детям не надо ходить на работу, чтобы оплачивать счета. О чем же еще беспокоиться? О многом! Даже очень маленькие дети имеют тревоги и испытывают разную степень стресса.
Источники стресса
Стресс — отношение предъявляемых к нам требований к способности их удовлетворить. Исходят эти требования из внешних источников — семья, дружеское окружение, школа. Иногда они связаны с собственными мыслями-ожиданиями и тем, чего можем достичь реально. Получается, жертвой стресса может стать каждый, кто чувствует чрезмерную психологическую нагрузку, даже ребенок.
Стресс у дошкольника может вызвать любая ситуация, требующая от ребенка адаптации и ведущая к переменам. Взволновать могут и положительные изменения, начало новой деятельности, например. Но чаще всего стресс связан с негативом. Он является ответом на любую ситуацию или фактор, создающий отрицательное физическое или эмоциональное впечатление. Дошкольников очень беспокоит разлука с родителями. Они стараются держать близких в поле зрения.
Становясь старше, дети стараются вписаться в коллектив, испытывают социальное и академическое давление. У многих детей стресс развивается от недостатка времени для игр и отдыха после школы. Это заметно, когда ребенок отказывается идти на внешкольные занятия или жалуется на необходимость посещать их. Родителям необходимо беседовать с детьми об отношении ко внеклассным мероприятиям. В ответ на жалобы, нужно обсудить плюсы и минусы этого вида деятельности. Если отказаться от нее — не подходящий вариант, нужно выработать способы эффективно распоряжаться временем для уменьшения чувства тревоги.
Детский стресс могут вызывать и усиливать не только события из их собственной жизни. Дети слышат разговоры членов семьи о неприятностях на работе, финансовых затруднениях, болезнях родственников. Задача родителей — во время обсуждения подобных вопросов, следить за тем, нет ли рядом детей. Иначе младшим членам семьи передастся тревога взрослых, и они начнут беспокоиться.
Мировые новости тоже могут вызывать стресс. Дети, видя на экране тревожные изображения, слыша репортажи о стихийных бедствиях, войнах и актах терроризма, могут переживать о своей собственной безопасности и тех, кого любят. Чтобы избежать этого вида тревог, надо беседовать о том, что беспокоит, контролировать, что дети видят и слышат с экрана. Так юные телезрители будут хорошо понимать происходящее.
Осложняющими состояние впечатлительных детей становятся болезнь, смерть близкого, развод родителей. Когда дети, испытывающие стресс в школе, сталкиваются с такими событиями, их состояние ухудшается. Даже интеллигентный развод может стать травмирующим событием для детей, потому что система их безопасности — семья — претерпевает большие изменения. Разведенные родители не должны ставить малышей перед выбором одного или другого из них, или негативно высказываться по поводу другого супруга.
Другие факторы, вызывающие детский стресс: травмы и болезни, связанные с физической болью. Усугубляют ситуацию медицинские процедуры.
Вещи, не имеющие значения для взрослых, могут вызвать напряжение у детей. Ребенок должен всегда знать, что их чувства важны и родители не отмахнутся от их тревог, как от неуместных.
Признаки стресса у детей
Дети не всегда осознают, что они напряжены. Родители могут это заподозрить, если ребенок пережил стрессовую ситуацию и начал испытывать такие физические и эмоциональные симптомы:
- снижение аппетита;
- резкие перемены в пищевых предпочтениях;
- головная боль;
- появление или рецидив энуреза;
- кошмары;
- нарушения сна;
- заикание;
- расстройство пищеварения;
- боли в желудке;
- другие физические проявления, не являющиеся симптомами болезни.
Эмоциональные и поведенческие симптомы:
- тревожность;
- беспокойство;
- неспособность расслабиться;
- проявления страха (боязнь темноты, одиночества, незнакомых людей);
- желание находиться рядом с родителями все время;
- гнев, плач, агрессия, неспособность справиться с эмоциями;
- упрямство;
- у малышей — регресс в поведении;
- нежелание участвовать в школьных или семейных мероприятиях.
Испытывать стресс могут люди любого возраста. Незначительное волнение действует положительно — мотивирует и помогает быть продуктивным. Но чрезмерное напряжение мешает нормальной жизни, отражается на здоровье, работе или учебе. Детский стресс влияет на мышление, чувства и действия. Имея опыт тревог и волнений, дети учатся справляться со стрессом. Большинство этих переживаний кажутся взрослым незначительными. Но часто детям недостаточно собственного опыта, поэтому им сложно адаптироваться в самых безобидных ситуациях. Такие моменты оказываются чрезвычайно болезненными, влияют на чувство безопасности ребенка.
Как помочь
Родители могут помочь. Прежде всего, обеспечить безопасную, надежную, оптимистичную обстановку дома. Поможет и избирательность в выборе телевизионных программ, которые смотрят дети, отказ от просмотра новостных сюжетов, вызывающих у детей тревоги и страх.
Как преодолеть детский стресс:
- спокойное, расслабленное времяпровождение с детьми;
- поощрение диалога,желания ребенка задавать вопросы, говорить о своих страхах и беспокойстве;
- нейтрализация собственного критического настроя во время бесед с ребенком;
- последовательное воспитание чувства самоуважения в ребенке;
- постоянное выражение любви и поддержки;
- вовлечение ребенка в занятия, в которых он может достигнуть успеха;
- меньше наказывать, проявлять строгость, больше поощрять и вознаграждать;
- дать возможность выбирать и отчасти контролировать свою жизнь;
- поощрять физическую активность;
- повышать осведомленность о ситуациях и событиях, вызывающих стресс у детей; сюда относятся страхи перед всем новым, непредсказуемыми последствиями, неприятными ощущениями, потерями;
- распознавать признаки стресса у ребенка и говорить про недуг.
Важно: исследования показывают, что люди, считающие, что имеют контроль над собственной жизнью, лучше справляются со стрессом.
Родители должны своевременно информировать ребенка об ожидаемых переменах (переезд и прочее). Если признаки стресса не уменьшаются и не исчезают, нужно обращаться за профессиональной помощью.
Советы детям по снятию стресса:
- говорить о своих проблемах;
- научиться расслабляться — слушать спокойную музыку, принимать теплую ванну, освоить дыхательную технику, тратить время на себя;
- заниматься любимым делом, хобби;
- уделять время физическим нагрузкам;
- строить реалистичные ожидания;
- делать все возможное, помнить, что нет идеальных;
- учиться любить и уважать себя и других;
- предпочитать общество людей, которые ценят и уважают;
- помнить о вреде алкоголя и наркотиков;
- обращаться за помощью.
Стресс у подростков
Подростки, наряду со взрослыми, испытывают стресс. Его причины: учеба, отношения со сверстниками, родителями, учителями и тренерами. Небольшие стрессы оказывают положительное влияние: они обеспечивают энергию для сдачи тестов, презентаций, спортивных мероприятий. Хронический стресс создает проблемы. Взрослые не всегда знают, что их ребенок ведет жизнь в стрессе. Обращая внимание на эмоциональные и поведенческие сигналы, можно выявить причины и поддержать подростка в трудное для него время.
Вот несколько рекомендаций по распознаванию признаков возможного стресса у подростков:
- негативные перемены в поведении — раздражительность, плач, неадекватные реакции на обычные ситуации;
- отказ от занятий, которые раньше доставляли удовольствие;
- частые жалобы на жизнь, беспокойство;
- снижение успеваемости;
- сонливость или бессонница;
- переедание или отсутствие аппетита.
Подростки много времени проводят с друзьями, это нормальная часть взросления. Но явная враждебность к родителям, которые еще недавно были друзьями, свидетельствует о стрессе. Отрицательное поведение не всегда является проявлением стресса, о нем говорит неожиданная негативная перемена в поведении.
Физические недомогания тоже могут быть последствиями стресса:
- головная боль;
- боль в груди;
- боль в животе;
- учащенное сердцебиение.
Хронический стресс негативно влияет на здоровье, увеличивая риск сердечно-сосудистых заболеваний. Если подросток начал часто обращаться к медсестре в школе, жаловаться на недомогание по утрам перед контрольной или определенным предметом, значит он испытывает стресс. Заподозрив это состояние, родители подростка должны постараться выяснить у учителей, друзей и их родителей, как ведет себя ребенок вне дома. Так могут стать известны причины беспокойства подростка.
Слова детей нужно правильно интерпретировать, они часто не знакомы с термином «стресс». Свои чувства они могут выражать словами «беспокоюсь», «запутался», «раздражает», «сержусь». Также свое напряжение они могут выражать через негативные высказывания о себе и других: «меня никто не любит», «я тупой», «ничего не интересно». Для родителей это важный знак, сигнал о том, что надо выяснить причины стресса.
Подростковый возраст имеет свои особенности, родители не всегда могут помочь им самостоятельно. Когда у них формируется опасение о напряжении, которое постоянно испытывает ребенок, можно обратиться к специалисту-психологу. Специально подготовленный профессионал разработает эффективную стратегию для избавления ребенка от подавляющих его чувств.
Как родители могут помочь:
- поговорить про недуг, объяснить ребенку, что стресс — часть жизни и может случиться с каждым;
- рассказать о здоровых способах нейтрализации напряжения — дыхательные техники, физическая активность;
- научить осознанности выбора — как реагировать на стрессовые моменты жизни;
- быть примером.
Дети часто страдают молча, обращать внимание нужно на любые перемены, которые с ними происходят. Помогая детям управлять даже самыми слабыми стрессорами, можно вооружить их важнейшими для жизни инструментами. Регулируя стресс здоровыми способами день за днем, можно обеспечить прочную основу для успешной ориентации в изменчивых водах жизненных событий.