Детский стресс: причины и проявления в раннем возрасте

Взрослые склонны говорить о детстве, как о счастливом и беззаботном периоде. Ведь детям не надо ходить на работу, чтобы оплачивать счета. О чем же еще беспокоиться? О многом! Даже очень маленькие дети имеют тревоги и испытывают разную степень стресса.

Источники стресса

Стресс — отношение предъявляемых к нам требований к способности их удовлетворить. Исходят эти требования из внешних источников — семья, дружеское окружение, школа. Иногда они связаны с собственными мыслями-ожиданиями и тем, чего можем достичь реально. Получается, жертвой стресса может стать каждый, кто чувствует чрезмерную психологическую нагрузку, даже ребенок.

Стресс у дошкольника может вызвать любая ситуация, требующая от ребенка адаптации и ведущая к переменам. Взволновать могут и положительные изменения, начало новой деятельности, например. Но чаще всего стресс связан с негативом. Он является ответом на любую ситуацию или фактор, создающий отрицательное физическое или эмоциональное впечатление. Дошкольников очень беспокоит разлука с родителями. Они стараются держать близких в поле зрения.

Становясь старше, дети стараются вписаться в коллектив, испытывают социальное и академическое давление. У многих детей стресс развивается от недостатка времени для игр и отдыха после школы. Это заметно, когда ребенок отказывается идти на внешкольные занятия или жалуется на необходимость посещать их. Родителям необходимо беседовать с детьми об отношении ко внеклассным мероприятиям. В ответ на жалобы, нужно обсудить плюсы и минусы этого вида деятельности. Если отказаться от нее — не подходящий вариант, нужно выработать способы эффективно распоряжаться временем для уменьшения чувства тревоги.

Детский стресс могут вызывать и усиливать не только события из их собственной жизни. Дети слышат разговоры членов семьи о неприятностях на работе, финансовых затруднениях, болезнях родственников. Задача родителей — во время обсуждения подобных вопросов, следить за тем, нет ли рядом детей. Иначе младшим членам семьи передастся тревога взрослых, и они начнут беспокоиться.

Мировые новости тоже могут вызывать стресс. Дети, видя на экране тревожные изображения, слыша репортажи о стихийных бедствиях, войнах и актах терроризма, могут переживать о своей собственной безопасности и тех, кого любят. Чтобы избежать этого вида тревог, надо беседовать о том, что беспокоит, контролировать, что дети видят и слышат с экрана. Так юные телезрители будут хорошо понимать происходящее.

Осложняющими состояние впечатлительных детей становятся болезнь, смерть близкого, развод родителей. Когда дети, испытывающие стресс в школе, сталкиваются с такими событиями, их состояние ухудшается. Даже интеллигентный развод может стать травмирующим событием для детей, потому что система их безопасности — семья — претерпевает большие изменения. Разведенные родители не должны ставить малышей перед выбором одного или другого из них, или негативно высказываться по поводу другого супруга.

Другие факторы, вызывающие детский стресс: травмы и болезни, связанные с физической болью. Усугубляют ситуацию медицинские процедуры.

Вещи, не имеющие значения для взрослых, могут вызвать напряжение у детей. Ребенок должен всегда знать, что их чувства важны и родители не отмахнутся от их тревог, как от неуместных.

Признаки стресса у детей

Дети не всегда осознают, что они напряжены. Родители могут это заподозрить, если ребенок пережил стрессовую ситуацию и начал испытывать такие физические и эмоциональные симптомы:

  • снижение аппетита;
  • резкие перемены в пищевых предпочтениях;
  • головная боль;
  • появление или рецидив энуреза;
  • кошмары;
  • нарушения сна;
  • заикание;
  • расстройство пищеварения;
  • боли в желудке;
  • другие физические проявления, не являющиеся симптомами болезни.

Эмоциональные и поведенческие симптомы:

  • тревожность;
  • беспокойство;
  • неспособность расслабиться;
  • проявления страха (боязнь темноты, одиночества, незнакомых людей);
  • желание находиться рядом с родителями все время;
  • гнев, плач, агрессия, неспособность справиться с эмоциями;
  • упрямство;
  • у малышей — регресс в поведении;
  • нежелание участвовать в школьных или семейных мероприятиях.

Добавить комментарий