Экзаменационный стресс у студентов — как справиться с волнением

В современном обществе для достижения высоких карьерных и социальных высот, в большинстве случаев необходимо специальное либо высшее образование. Именно этот фактор заставляет все большее число студентов, добиваться заветного диплома любыми путями.

Однако такой ажиотаж в сфере получения как можно более престижного диплома, порождает большую конкуренцию в среде как непосредственно студентов, так и в учебных учреждениях. Именно этот фактор многократно усложняет процесс поступления ученика на тот либо иной факультет, и невероятно сильно повышает стрессовую обстановку для большинства студентов, решившихся сдать вступительные экзамены. Кроме того, риск отчисления за неуспеваемость и большая текучка в престижных вузах, заставляет изрядно понервничать даже зачисленных учащихся, в независимости от их курса и базы знаний.

Основные причины стресса у студентов

Сама система образования в большинстве случаев базируется на убеждении юных учеников в необходимости получения красного диплома, при этом активно внедряет карательные меры, угрожающие его получению, на фоне неуспеваемости либо индивидуальных особенностей человека, не отвечающих общим образовательным стандартам.

Экзаменационный стрессИменно страх большинства учеников за свое учебное место, наиболее сильно бьет по их не совсем окрепшей психики, а в некоторых случаях доводит до нервных срывов и психологических проблем. Однако это лишь вершина айсберга. Основные же факторы, с детства подготавливающие почву для усиления детского страха перед вступительными экзаменами, а также возможностью отчисления, приведены ниже:

  • Общественное мнение. С детства средства массовой информации, а также практически все развлекательные телепередачи показывают молодому поколению жизнь героев, имеющих профессии адвоката, следователя, банкира, бухгалтера, и массу других персонажей, заполучивших уважение и авторитетный статус в обществе. В подавляющем большинства случаев, данные персонажи имеют высшее образование, либо на пути к его получению, что несомненно накладывает отпечаток в детской психике в виде установки » для красивой жизни необходимо высшее образование». Это одна из первостепенных установок, которая в будущем станет причиной стресса на фоне страха возможности не достичь заветного диплома. Кроме того, довольно большое количество людей, не владеющих высшим образованием и задействованных на низкоквалифицированных работах, имеют небольшой доход, ограниченное мировоззрение и зачастую отсутствие манер. Отталкиваясь от всех этих факторов, страх не пройти экзамен, вызывает не только сам стресс, но и занижение собственной самооценки, чему особенно подвержены девушки.
  • Мнение родителей. В большинстве стран мира, старшее поколение как правило среднего и нижнего класса, начинает заставлять усердно учиться своих детей, навязывая мысль о том, что лишь достигнув высшего образования, они смогут обзавестись отличной работой и зарабатывать много денег, в противном случае они ничего не добьются и будут влачить жалкое существование в нищете. Данная тенденция особенно актуальна для старшего поколения жителей СНГ, где огромное число людей вследствие малых возможностей и бедности этих стран, не смогли реализовать весь свой потенциал, что побуждает их заставлять своих детей с ранних пор «зубрить» всю школьную программу, для будущего поступления в ВУЗ, ведь зачастую такие родители не обладают полным представлением о том, как еще можно добиться успеха, даже без столь вожделенного диплома.
  • Уровень государственной экономики. Действительно, на данный момент для того, чтобы претендовать на весьма обширный спектр высокооплачиваемых профессий, необходимо иметь высшее, либо специальное образование. Этот факт является достаточно весомой причиной стресса у студентов преимущественно из бедных и слаборазвитых стран, так как вследствие отсталой экономики, подобного рода государства не могут обеспечить достойный заработок неквалифицированных рабочих. Напротив, в преуспевающих государствах таких как США, Канада и Англия, основная масса студентов подвержена гораздо меньшему экзаменационному стрессу, так как в данных странах даже имея лишь базовое среднее образование, можно добиться выдающихся результатов, за счет достойных зарплат для всех категорий рабочего населения. На фоне вышеизложенных факторов можно сделать вывод, что студенты из богатых западных стран, относятся к высшему образованию с гораздо меньшим волнением, в отличии от жителей все тех же СНГ.

Экзаменационный стресс: Последствия

Важно! Данный вид стресса необходимо разделить на три категории, такие как:

  • Стресс перед самой сдачей экзаменов.
  • Стресс после неудачной сдачи экзаменов.
  • Комплексный стресс на фоне экзаменационного волнения и последующего провала на экзаменах.

Первая категория характеризуется повышением выработки адреналина и кортизола, производство которых увеличивается с приближением сдачи экзамена. Данные гормоны неблагоприятно влияют на психику человека. Так, адреналин мешает сконцентрироваться на учебе, учащает сердцебиение и при длительной стрессовой ситуации способен привести к нарушениям работы сердечно-сосудистой системы. Кортизол в свою очередь ответственен за постепенное истощение и переутомление психи, что впоследствии может спровоцировать снижение жизненного тонуса, мотивации, появлению бессонницы, апатии и даже нервного срыва. Кроме того, кортизол уменьшает аппетит и разрушает мышцы, что на фоне постоянного волнения может привести к физическому истощению и анорексии, однако мало кто задумывается про такого рода недуги, которые впоследствии могут ухудшить качество жизни.

Последствия стресса второй категории имеют несколько более пагубные воздействия. Так у особо впечатлительных личностей, провал на экзаменах может вызвать меланхолию, апатию, депрессию и даже спровоцировать суицид, чему опять же подвержены преимущественно девушки. Стоит отметить, что после неудачной сдачи экзамена, выработка адреналина возвращается в норму, но кортизол продолжает вырабатываться ударными дозами, на фоне чего наблюдается утрата аппетита и снижение веса.

Третья категория наиболее опасна в плане психоэмоционального состояния студента, так как может отразиться на его самоидентификации и максимальному занижению самооценки, с будущим преобразованием в комплекс неполноценности. Именно ученики, подвергшиеся комплексному стрессу третьей категории наиболее часто склонны к самоубийствам, а также впадению в алкогольную и наркотическую зависимость.

Борьба со стрессом

Прежде всего необходимо понять, что экзамен без стресса просто невозможен, и легкое волнение является вполне нормальной реакцией, не требующей к себе пристального внимания. Однако если вы замечаете у себя повышенное потоотделение, дрожь в конечностях, невозможность сосредоточиться на учебе, неуверенность в своих силах, бессонницу, утрату аппетита и учащенное сердцебиение, следует озаботиться о правильных способах снятия стресса, заключающихся в самостоятельном преодолении волнения, либо обращению к психологу.

Самостоятельное преодоление стресса подойдет для достаточно сильных и морально развитых личностей, не склонных к катастрофизации событий. Людям подобного типа можно посоветовать выполнять такие действия как:

  • Дыхательные упражнения. Для снятия избыточного волнения перед экзаменами, необходимо несколько раз в день в течении 10-15 минут включать расслабляющую музыку, занимать сидячую либо лежачую позицию на удобном и уютном диване, с последующими медленными вдохами и выдохами с интервалом в 3 секунды.
  • Эмоциональный настрой. Займите комфортную позицию в уютном месте, и начните думать о глобальных и непостижимых вещах вроде безграничного космоса, далеких странах, величии и размере планет. Данные мысли должны помочь взглянуть на себя и окружающих вас людей, как на маленькие и суетливые песчинки в масштабах вселенной, где такой проблемы как неудачная сдача экзамена просто не существует, и что независимо от того, получите вы высшее образование либо нет, вы будете являться все той же маленькой песчинкой, как и люди, имеющие по 2-3 и более красных дипломов!
  • Разработка вспомогательного плана действий. За несколько месяцев до сдачи экзамена, не лишним будет поразмыслить над дальнейшими путями развития в случае их провала. Осознайте тот факт, что высшее образование, это далеко не основной фактор гарантированного успеха, и в случае провальной сдачи экзамена, вы можете не только пересдать их на следующий год, но и свободно уехать в другую страну, организовать свой бизнес, позаботиться о пассивном доходе и просто быть вольным человеком, не привязанным к своему рабочему месту!

Если же вы являетесь морально слабой личностью, тогда вам следует обратиться за помощью к опытному психологу, в обязанности которого входит корректировка ваших жизненных приоритетов, укрепление психики к восприятию стрессовых ситуаций, снижению уровня катастрофизации и в некоторых случаях проведение гипнотерапии. Кроме того, в компетенцию психолога входит возможность назначения вспомогательных лекарственных препаратов, благотворно влияющих на ваше эмоциональное состояние за счет снижения тревоги и увеличения выработки серотонина. Выполняя все рекомендации психолога, вы забудете про недуги на фоне истощенной нервной системы, и откроете для себя новые пути духовного самосовершенствования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector